- ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ ЯПОНИИ
- – существенно отличаются от американских и европейских. ФПГ в США, Великобритании, Нидерландах, Швеции возникали как семейно-региональные; в Германии, Франции и Швейцарии – как семейные с привязкой к банковскому ядру.
В отличие от них японские ФПГ возникали как отраслевые с привязкой к промышленному или торговому ядру. Ядрами исторически были японские генеральные торговые дома – «сого сёся», занимавшиеся сбытом товаров. Огромная система сбыта товаров в Японии уходит корнями в ее аграрное, сельское прошлое. Уже с конца XIX в. крупные торговые фирмы стали играть центральную роль для всего экономического развития Японии. Но особенно возросло их значение в последние десятилетия. Этому способствовал характер японской экономики, бедной собственными сырьевыми ресурсами, и необходимость «питать» такую «гидропонную» экономику посредством огромного импорта, расплачиваясь еще большим экспортом. В результате торговые дома превратились в крупнейшие предприятия, чьи обороты составляют сотни миллиардов долларов.
«Сого сёся» выступили в качестве организаторов крупнейших финансово-промышленных групп Японии. Торговые фирмы в японских ФПГ координируют торговлю со стратегиями финансирования и производства. Подобная форма часто оказывается более конкурентоспособной, чем структуры американских ФПГ. Благодаря широкой номенклатуре и масштабам деятельности торговые дома способны через своих агентов соединить товары со множеством рынков. Координирующая роль торговых домов укрепляется их связями с банками, которые выступают в качестве второй основы наиболее мощных японских ФПГ.
В качестве третьего центра выступают крупные промышленные предприятия.
Такие «трехглавые» организационно-хозяйственные структуры называются сюданами. До Второй мировой войны предшественниками сюданов были финансово-промышленные группировки «дзайбацу», которые в отличие от сюданов возглавлялись центральными холдингами и находились под семейным контролем. По своей организации они были аналогичны ФГ США, находившимся под контролем Меллонов, Морганов, Рокфеллеров, Дюпонов и т. д. После окончания войны по приказу американской оккупационной администрации были распущены дзайбацу, упразднены центральные холдинги и семейный контроль прекратил существование. Через несколько лет старые дзайбацу перевоплотились в современные сюданы, которые представляют собой горизонтальные объединения равноправных компаний, где вместо централизованного контроля осуществляется взаимный контроль на базе перекрестного владения акциями всеми юридическими лицами – членами объединения.
Среди «трехглавых» ФПГ главную роль играют шесть крупнейших. Это так называемые «кигё сюдан», которые японские авторы характеризуют как «федерации могущественных независимых компаний, группирующихся вокруг соответствующего банка и универсального торгового дома». В руководстве каждой такой группы находятся также траст-банк, одна-две страховые фирмы, ряд крупнейших промышленных компаний, представляющих наиболее важные отрасли промышленности. Кроме того, в ядро входят компании, занятые строительством и операциями с недвижимостью, и одна-две транспортные фирмы. Эти несколько десятков центральных компаний формируют организационный центр групп, а их главы – элитные президентские клубы. В шестерку крупнейших «кигё-сюдан» входят: «Дайити-Канге», «Сумитомо», «Фуе», «Мицубиси», «Санва», «Мицуи».
Наряду с крупнейшими фирмами в «кигё сюдан» входят и средние, в которых группе принадлежит свыше 50 % капитала. В группу входят также компании, в которых она владеет от 10 % до 50 % капитала. Их может быть 1000–1300 и более.
Другим примером финансово-промышленных групп в Японии могут служить объединения вертикального характера, так называемые кэйрецу. Они возникают не просто на основе рыночных связей, но и более или менее прочных договоренностей. Средние и мелкие, а иногда и крупные компании привязаны к материнским компаниям, занятым производством конечной продукции. «Кэйрецу» представляют собой многослойную, крайне неоднородную, при этом весьма подвижную и гибкую структуру. Часто они являются системой взаимных обязательств сторон, при которой каждая идет на некоторое ущемление своих интересов в одних областях в обмен на значительные преимущества в других.
Из 100 крупнейших промышленных фирм Японии 70 являются членами той или иной ФПГ. Эти группы характеризуются собственной системой финансовых учреждений, взаимным владением акциями, объединением фирм внутри группы для реализации крупных проектов и взаимопомощи, организацией общей универсальной торговой фирмы, системой регулярных совещаний руководителей, временным обменом сотрудниками, в том числе руководителями разного уровня. Типичным примером является ФПГ «Мицубиси». В организационное ядро ФПГ «Мицубиси» входят гигант «Токио-Мицубиси-банк», универсальный торговый дом «Мицубиси», строительная компания «Мицубиси констр», текстильная компания «Мицубиси район», компания по деревопереработке и производству бумаги «Мицубиси пейпа милс», концерн химической промышленности «Мицубиси Касен» и «Мицубиси Петро-кемикал», компания по переработке нефти «Мицубиси ойл», компания по производству стекла и цемента «Асахи гласс» и «Мицубиси мэти риалс», сталеплавильная компания «Мицубиси стил мануф», три компании по добыче и переработке металлов, компания по производству электротехники MELCO, две компании по производству автомобилей, компания, занимающаяся торговлей недвижимостью «Мицубиси риал истейт», компания по производству пива «Кирин биер».
Руководство группы «Мицубиси» включает банк «Сакура», торговые дома «Мицубиси Буссан» и «Томен», а также 27 крупных предприятий; группы «Сумитомо» – банк «Сумитомо», торговый дом «Сумитомо сёдзи», 21 крупное предприятие; группы «Даи-Ичи кангё» – банк «Даи-Ичи кангё», торговые дома «Иточу» и «Канемацу Госё» и 48 крупных предприятий; группы «Фуйо» – банк «Фудзи», торговый дом «Марубени» и 29 крупных предприятий; группы «Санва» – банк «Санва», торговые дома «Ниссе-Ивап», «Ничимен» и 44 крупных предприятия.
Члены групп связаны между собой взаимными перекрестными участиями в капитале, что усиливает заинтересованность в благополучии друг друга. Внутри группы используются не рыночные, а трансфертные, выгодные каждому члену группы цены. Банки и торговые дома оказывают услуги членам, предоставляя кредиты, обеспечивая сбыт продукции, поставляя сырье, энергию и необходимые всем товары.
Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. Г. М. Гукасьян. 2007.